Церковь в Церковном Осовце Какой была церковь в Красном (Церковном, Червонном, Чырвоным) Осовце, в которой крестились, венчались, каялись, причащались,… наши предки? Кто в ней совершал эти Таинства и богослужения? Вот что я смог отыскать в доступных источниках. И вот на военно-топографической карте Шуберта 1869 года в Церковном Осовце церковь, а на левом берегу Будлянки господский дом. 1870 год. Священник Тимофей Григорьевич Команский. 1873 год. Тот же Тимофей Григорьевич Каманский, и в должности он с 1845 года. Значит, при освящении церкви в 1839 году, священник был другой. Да что священник. На Планах генерального межевания Старобыховского уезда в 1783 году церковь на краю деревни, ближе к Давыдовичам. А дача под №111 это церковная земля. А вот из этого документа вытекает, что в 1747 году церковь в Осовце уже была и подвергалась переводу в Унию. А вот энциклопедия «Гарады і вёскі Беларусі Т.5, кн.1 Магілёўская вобласць» отсылает нас в 17 столетие. Потомственный дворянин Федор Максимович Твербус-Твердый в 1844 году был переведен в Осовецкую церковь Быховского уезда, а в 1849 году - посвящен в стихарь. В диакона рукоположен в 1865 году. 1887 год. В нашей церкви новые лица. 1888 год. Псаломщик чем-то провинился. 1896 год. >1898 год. У нас опять новый псаломщик. Думаю, стоит разобраться, чтобы это значило. Стихарь - это часть церковной одежды, в которую облачаются люди служащие и помогающие службе в алтаре. Когда человек утвердился в своём желании и показал свои способности к служению, совершается специальный молитвенный чин после которого служащему позволено облачаться во время службы в стихарь. Заодно попробуем разобраться и с основными чинами православной церкви по возрастанию: Псаломщик (Чтец). Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку). Иподиакон Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды). Диакон (служитель) Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается. Иерей Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями: • совершать богослужения и другие таинства; • нести учение людям; • проводить причащение. Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой. Протоиерей Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств, протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев. 1905 год. Опять перемены 1906 год. Петр Афонский по-прежнему в Церковном Осовце. 1914 год. 1916 год. Вот, пожалуй, и всё что я смог найти об Осовецкой церкви в дореволюционных изданиях. Ну а про советские времена и говорить нечего. Коммунизм строили - было не до церквей. А вот это из книги Валерия Киселева «Однополчане»: Устинья Кондратьевна Филиппова, жительница Червоного Осовца. «А церкви у вас в селе что-то не видно, - спрашиваю.- С нее по нашим немецкий пулеметчик стрелял…» Показала место, где стояла церковь: «Немцы взорвали, когда отступали…». Прочитав статью о партизане из Рыжковки Илье Петровиче Помятневе по кличке Богомаз из книги «Память. Историко-документальная хроника Быховского района», можно сделать вывод, что церковь в Осовце во время войны функционировала, был при ней и священник: I Памятнёў знаходзіць выйсце. Ён дамаўляецца з папом Асавецкай царквы аб аднаўленні абразоў (маляваў хлопец няблага, і пра гэта многія ведалі ў вёсцы). Такім чынам быў атрыманы доўгачаканы пропуск на паездкі ў Магілёў, Быхаў, Чавусы за матэрыяламі для малявання. Для «новай улады» ён заставаўся «багамазам» (дарэчы, гэта стала падпольнай мянушкай патрыёта), добрасумленна выконваў умовы кантракту. Даже интересно, зачем немцам при отступлении было взрывать церковь? Ушли они с Осовца в июле 1944-го без боя и через несколько часов были уже за Днепром. Во время семимесячного «стояния фронта» в наших краях церковь могла им мешать как удобный ориентир, но взрывать при отступлении? Вот по Грудиновской церкви есть информация, что её разбомбили в 1944-м. Правда скромно умалчивается, кто разбомбил. Помню, как в «смутные 90-е годы» мои родственники и ровесники с Красного Осовца на мои «подколки»: «Когда уже будете возвращать деревне историческое название?» - обычно угрюмо отвечали: «А за какие шиши мы церковь отстроим?» Там, в начале статьи, есть подсказка за какие шиши строили церковь в 1839 году. Но по прошествии трех десятков лет вопрос, как мне видится, стоит уже не о церкви, а о самой деревне. В системе православной церкви практиковались и знакомые нам формы нематериального поощрения. Главное их предназначение - в письменной форме засвидетельствовать факт признания особых заслуг. Стараниями местной (не самой богатой) помещицы Ольги Боровской нашу церковь украшала примерно такая икона, изображение которой я поместил в самом начале статьи. источник публикации: Церковь в Церковном Осовце в блоге Евгения Минина
|
|