|
||
В небе над Червоным Осовцом Неутомимый Федор Кирейков отыскал в интернете вот эту статью из газеты «Известия» за 13 ноября 1945 года и рассказал: "Что летчики, сбитого над Червоным Осовцом советского бомбардировщика, действительно похоронены в июле 41 года в кусту сирени, мне рассказывала мама, и я помню то ли обелиск, то ли памятный камень, который стоял на их могиле". ![]() ![]() Мне осталось только поискать дополнительный материал, систематизировать прочитанное и выложить в удобочитаемом виде. ![]() ОРЁЛ Константин Павлович (1906-1941), штурман эскадрильи (он же – лётчик-наблюдатель пикирующего бомбардировщика Пе-2) 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, капитан. Родился в 1906 году в областном центре Украины городе Одессе. Член ВКП(б). Был женат: супруга Орёл Анна Фёдоровна по состоянию на лето 1941 года проживала по адресу: Украинская ССР, Сумская область, город Лебедин, авиагородок, ДНС [дом начальствующего состава] № 19, квартира 15. В армию призван в 1928 году. И к лету 1941 года – военнослужащий кадрового состава ВВС РККА: в рядах 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа. Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года. 11 июля 1941 года, находясь в составе экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2, убыл на боевое задание с аэродрома Климовичи (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области). Согласно донесениям о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 46 и 328), не вернулся с боевого задания 11 июля 1941 года, в связи с чем официально был объявлен пропавшим без вести. Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ РККА № 0153/пр. от 5 мая 1942 года, но как якобы пропавший без вести 11 июля 1941года на Юго-Западном фронте (1-го формирования), а не на Западном фронте. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 10, л. 182. ![]() В газетной статье указан самолет СБ, но 60 сбап, в котором служил и воевал капитан Орел К.П., к началу июля 1941 г. имел на вооружении 22 бомбардировщика Пе-2. ![]() Ранним утром 10 июля 4-я танковая дивизия вермахта начала форсирование Днепра в районе Старого Быхова. 2-я рота 34-го мотоциклетного батальона с боем форсировала Днепр и образовала плацдарм, после чего 79-й инженерный батальон занялся наведением переправы, которая была закончена в ночь на 11 июля. Севернее (у Борколабово) Днепр форсировала немецкая 10-я мотодивизия. К 14.00 дивизиям 24-го мотокорпуса удалось занять Следюки и Сидоровичи и взять под контроль шоссе Могилев - Гомель; плацдарм приобрел размеры 7 км шириной и 10 км глубиной. Именно форсирование Днепра силами 24-го мотокорпуса считается началом грандиозного Смоленского сражения. 11 июля продолжилось накопление немецкого 24-го мотокорпуса (частей 4-й танковой и 10-й моторизованной дивизий) на плацдарме в районе Старого Быхова. Попытки оборонявшегося здесь советского 45-го стрелкового корпуса сбросить противника в Днепр собственными силами не увенчались успехом. Контратакующих поддерживала 11-я авиадивизия, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г. П. Кравченко, и в которую входил 60 сбап. В течение дня авиадивизия разрушила переправу противника у станции Барсуки севернее Борколабово. Кроме того, были атакованы с воздуха скопления артиллерии в районе Борколабово. ![]() В отчаянных попытках остановить немецкое наступление в бой были брошены все наличные самолеты. Однако экипажи бомбардировщиков без истребительного прикрытия были фактически обречены. Наступление дивизий группы Гудериана очень плотно прикрывалось с воздуха. Здесь действовала 51-я эскадра под командованием Вернера Мёльдерса — «отца» и главного идеолога немецкой тактики воздушного боя. За 11 июля летчики JG 51 заявили о 24 победах, при потере четырех своих самолетов. Кто из них записал наш Пе-2 на свой счет трудно определить. Сам Вернер Мёльдерс, боевой счет которого подходил к сотне, в этот день не отличался. По 2 Пе-2 записали в тот день на свой счет Ханс Колбов, Генрих Хоффманн и Ханс-Йоахим Штеффенс. ![]() Очень наглядна история 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Сформирован в предвоенный период. Полк в это время дислоцировался на Дальнем Востоке и принимал участие в боях на озере Хасан, а в феврале 1940 года 24 экипажа из Спасска-Дальнего в количестве 72 человек откомандированы на Советско-Финляндскую войну для участия в боях на Северо-Западном фронте (Карельский перешеек). К началу июля 1941 г. полк имел на вооружении 22 бомбардировщика Пе-2. 9 июля 1941 года полк включен в состав действующей армии с подчинением управлению 11 сад (смешанной авиационной дивизии) Западного фронта. В этот же день все 22 экипажа во главе с командиром полка полковником Евгением Павловичем Астафьевым прибыли из авиагарнизона "Лебедин" (районный центр Лебедин Сумской области) в авиагарнизон "Климовичи" (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилевской области), что зафиксировано в приказе комдива-11 No.0/04 от 13.07.41 г. На форуме ПО «Тризна» я нашел информацию, что 4-я и 5-я эскадрильи полка в этот период летали на СБ, 4-я АЭ дислоцировалась на аэродроме Шумовка (Шумячский район Смоленской обл.), а 5-я АЭ базировалась на аэродроме Сеща (Брянская обл.). 1,2,3 эскадрильи (командир Астафьев) на Пе-2 вылетали в июле 1941 на боевые задания с аэродрома Климовичи. Боевое крещение полк принял 10.07.41г. 14 июля в 1,2,3 эскадрильях осталось 3 самолета, из которых исправен только 1. Все самолеты переданы в 16 сбап (авиагарнизон "Каничи"). 11.07.41 г. Исправных - 17, неисправных - 2, всего 19 самолетов. При выполнении боевых задач - 6 самолетов не вернулись с боевого задания: летчики - полковник Астафьев, капитан Николаев, лейтенант Чуксин, ст. лейтенант Соловьев, мл. лейтенант Миронов со своими экипажами пропали без вести и сведений о них нет. Один самолет сбит истребителями противника в районе Лобановка. Самолет сгорел. Экипаж, штурман капитан Ковалев погиб, летчик мл. лейтенант Малков и стрелок-радист вернулись в часть. Один самолет подбит истребителями противника сел в районе Лобановка, самолет разбит, экипаж вернулся полностью. Один самолет подбит истребителями противника сел в районе Хотимск, самолет разбит, ремонту не подлежит, экипаж жив. ![]() ![]() ![]() Состав экипажа бомбардировщика Пе-2, сбитого над Червоным Осовцом: командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Соловьев Илларион Иванович, штурман эскадрильи капитан Орел Константин Павлович, стрелок-радист старшина Молчанов Иван Михайлович. Список используемых источников 1. Газета «Известия» за 13 ноября 1945 №266 5. Ciel De Gloire - Histoire des As de L Aviation de 1914 à nos jours 6. Владимир Мартов | Белорусские хроники, 1941 год 05.05.2025 | Евгений Антонович Минин |
||