Снытко – были и такие в Церковном Осовце


Вот ведь как бывает – почти одновременно с Федором Кирейковым отыскали в интернете материалы на людей, чья биография связана с Церковным Осовцом. И оба с фамилией Снытко. Только он на отца Снытко Михаила Ксенофонтовича, 1874 года рождения, а я на сына Снытко (Снитко) Ксенофонта Михайловича, 1900 года рождения. Фамилия вроде не осовецкая. Но.

Снытко Михаил Ксенофонтович в 1900-е служил псаломщиком в церкви Церковного Осовца.

1 января 1933 года Снытко М.К., уже как диакон церкви д. Заречная Шкловского района, вместе с тремя прихожанами, заключён под стражу по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде против колхозов. 7 февраля 1933 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к 5 годам лишения свободы с заменой на 3 года ссылки в Казахстан. 16 января 1989 года реабилитирован.

Снытко (Снитко) Ксенофонт Михайлович

До 1830–1840-х годов в Российской Империи все мальчики «поповские дети» благополучно шли в «бурсу», т. е. духовное училище, а некоторые затем - в Семинарию или даже Академию, а все девочки, как правило, выходили замуж за тех же самых «поповских детей». Уже с раннего возраста отец начинал «подыскивать» место для сыновей, но мест в церквях не хватало, ведь, священники часто получали место «пожизненно» сразу после семинарии, причём, могли получить место диакона, а лет через 15, если повезёт, «батюшкой» - и так до глубокой старости.

Сын нашего псаломщика выбрал для себя другую дорогу: гимназия, курсы учителей, пехотная школа, заочные курсы военных переводчиков. Успел повоевать.

Казалось бы вперёд в светлое будущее. Но не тут то было. Не его время и не с его социальным положением. С такой аттестацией путь в партию закрыт и к началу войны - всего-лишь капитан. С. Осовец записано место рождения в карточке. Не Церковный и не Червонный или Красный. В других документах вообще Асовец, Остовец, Словец. В карточках офицеров это и раньше наблюдалось. Ну не очень они хотели, что б копались в прегрешениях их родственников перед новой властью.

А потом началась война, в водовороте которой человек просто растворился. Нет, не пропал без вести, такой записи не каждый достоин - его просто не стало, он перестал обнаруживаться. И тогда в сражение за хоть какое-то упоминание о муже, ну и за пенсию, вступает его жена Снытко Елена Александровна.

А ведь существовали документы от 24.08.1941, 28.01.42 и 15.06.43 с записью о гибели капитана Снитко.

Елене Александровне повезло: письмо дошло, его прочитали и дали ему ход.


Список используемых источников

1. Туркестанская Голгофа. База данных о репрессированных православных священнослужителях и мирянах Средней Азии и Казахстана

2. Могилёвские епархиальные ведомости. 1905. № 21. С. 258

3. Память Народа


Публикацию подготовил: Евгений Антонович Минин